Войне в Южной Осетии предшествовала длительная напряженность на границе с Грузией. Как известно, Южная Осетия считает себя независимой республикой , в то время как Грузия рассматривает эти земли в качестве своей территории. Однако за спинами этих далеко не первоклассных в военном отношении государств фактически происходило противобороство гораздо более мощных держав. Южная Осетия получала экономическую, военную и политическую подержку России. Ее собственные немногочисленные вооруженные формирования были усилены российским миротворческим батальоном, единственной задачей которого было не допустить грузин на территорию непризнанной республики.
Грузия начала получать серьезную поддержку от США после «революции роз» 2003 года, когда к власти в стране пришел американский ставленник Михаил Саакашвили. Вооруженные силы Грузии начали быстро перестраиваться по западному образцу, получая щедрую военно-техническую поддержку Запада. Кроме того, у Грузии на постсоветском пространстве появился достаточно крупный и технически развитый союзник – Украина, возглавляемая другим американским ставленником – Виктором Ющенко.
Видимо, Саакашвили это показалось достаточным для того чтобы начать восстановление территориальной целостности Грузии с помощью военной силы. С этой целью в 2008 году был разработан план «Цминдавели» (по-грузински: «святое поле»). Грузинской армии, вооруженной западным оружием и обученной натовскими инструкторами специально для борьбы с партизанскими отрядами, предстояло занять территорию мятежной республики.
ВВС И ПВО ГРУЗИИ ПЕРЕД ВОЙНОЙ В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ
К началу августа 2008 года численность личного состава ВВС Грузии составляла 1813 человек. Основную ударную силу составляли 12 штурмовиков Су-25 (из них 10 - в одноместном и два - в двухместном учебно-боевом вариантах). Большинство из них собрано из советского задела на тбилисском заводе «Тбилавиамшени», остальные куплены в Македонии, которая в свою очередь приобрела их в Украине.
Начиная с 2001 года грузинские штурмовики (по разным данным от 6 до 10 штук) прошли модернизацию на израильской фирме "Elbit Systems" с полной заменой бортового электронного оборудования. Обновленные машины получили индекс Су-25КМ и наименование «Скорпион». Впрочем, сами грузины называют их «Мимино» но не в честь персонажа известной комедии, просто «мимино» по-грузински означает «сокол».
Кроме того, имелось несколько военно-транспортных машин Ан-24, Ан-32 и Ан-72, 12 чехословацких учебно-боевых самолетов L-39 «Альбатрос» (шесть из них также бывшие украинские) и девять более старых учебно-боевых L-29 «Дельфин». Вертолетный парк был представлен одним Ми-35, тремя Ми-24П, четырьмя Ми-24В (большинство ударных вертолетов семейства Ми-24 получены от Украины), двумя Ми-14, шестнадцатью Ми-8, шестью американскими Bell-212, таким же количеством UH-1Н «Ирокез» и двумя Ми-2. Имеется информация, что, помимо этого,грузины имели на вооружении эскадрилью Ан-2, однако по понятным причинам никакой боевой ценности она не представляла. Истребительной авиации Грузия не имела, но модернизированные израильтянами Су-25КМ могут использовать управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и таким образом применяться в качестве истребителей.
Основным местом дислокации грузинских ВВС была авиабаза «Марнеули» с развитой инфраструктурой, доставшейся грузинам «в наследство» еще с советских времен. Там постоянно размещались штурмовики Су-25, и учебно-боевые машины. Вертолеты базировались частично на аэродроме «Ново-Алексеевка» под Тбилиси, частично в Сенаки. Авиабаза На грузинских военных авиабазах имеются прочные, хорошо защищенные железобетонные укрытия для самолетов. Однако построены они были еще в 60-е - 70-е годы прошлого века и рассчитаны под габариты боевых машин тех времен, таких как МиГ-21, Су-7, Су-17, МиГ-23 и МиГ-27, причем последние три могли поместиться в них только со сложенными крыльями. Су-25 можно «втиснуть» в такое укрытие лишь отстыковав у него консоли крыла. Поэтому грузинские «мимино» и «грачи» постоянно стояли под открытым небом, а в укрытиях хранились относительно мелкие учебные «дельфины» и «альбатросы».
Система наземной ПВО Грузии включала в себя Центральный командный пункт в Тбилиси, три зенитно-ракетных дивизиона (ЗРДН) и три отдельных зенитных батареи. Тбилисский ЗРДН, как видно из его названия, осуществлял воздушное прикрытие столицы Грузии. Его состав - четыре стационарные пусковые установки ПУ-5П73 ЗРК С-125М «Нева-М» (по четыре ракеты на каждой). «Нева-М» была принята на вооружение советской ПВО еще в 1964 году, и в современных условиях боеспособность этой моральноустаревшей системы оценивается довольно низко. Потийский ЗРДН, прикрывавший основную базу грузинского военно-морского флота, состоял из трех таких же ПУ. Незадолго до начала грузино-осетинского конфликта был сформирован и вступил в строй третий, отдельный зенитно-ракетный дивизион (ОЗРДН), состоявший из трех гораздо более современных зенитно-ракетных комплексов 9К37М1 «Бук-М1», полученных в июне 2007 года от Украины. Каждый комплекс включал в себя по четыре самоходных огневых установки (СОУ) с четырьмя ракетами на каждой. Именно этот мобильный дивизион принимал наиболее активное участие в боевых действиях. Второй дивизион «буков» так и не был сформирован.
Матчасть и запас ракет для него прибыли из Украины на пароме «Герои Плевны» 12 июня текущего года, но грузины не успели обучить расчеты и ввести дивизион в строй. Впоследствии он был захвачен российскими десантниками, но об этом чуть позже. В состав войсковой ПВО входили две батареи ЗРК 9КЗЗМ2 «Оса-АК» и одна батарея ЗРК 9КЗЗМЗ «Оса-АКМ». Всего 12 боевых машин с шестью ракетами на каждой, правда, неизвестно, сколько из них было боеспособно.
В Интернете проходила информация, что часть «ос» грузины разобрали на запчасти. Кроме того, у грузин имелось некоторое количество 57-мм зенитных орудий С-60,15 23-мм ЗСУ-23-4«Шилка», несколько установок ЗУ-23 на различных самоходных шасси, 30 ПЗРК «Гром Е2» и около 100 ракет к ним (польская версия советского ПЗРК 9К310 «Игла-1»), а также несколько десятков ПЗРК 9К32М «Стрела-2М». Грузинским «ноу хау» было оснащение расчетов ПЗРК квадроциклами повышенной проходимости, что значительно повышало их мобильность и позволяло быстро менять огневые позиции. Неоднократно проходившие в СМИ сообщения о наличии в Грузии бывших украинских ЗРК дальнего радиуса действия С-200 впоследствии оказались ложными. Впрочем, это не удивительно: закупать явно устаревшую, громоздкую, немобильную и сложную в эксплуатации зенитную систему на жидком топливе не было никакого смысла. Зато появление у грузин буквально перед самой войной новейших израильских зенитно-ракетных комплексов «Спайдер SR» с ракетами «Питон» стало для наших летчиков едва ли не самым крупным и неприятным «сюрпризом».
Официально Израиль еще не экспортировал эти системы. С 2006 года ведутся переговоры о продаже их в Индию, а первая публичная демонстрация состоялась в том же 2006 году. По своим боевым возможностям ракеты «Спайдера» превосходят УР 9МЗЗМЗ комплекса «Оса-АКМ» и представляют более серьезную угрозу для авиации потенциального противника. Израильские власти до сих пор не признали продажи «Спайдеров» в Грузию, а руководство Грузии на официальном уровне никак не реагирует на сообщения в прессе об их использовании в грузино-осетинском конфликте. Однако найденная в зоне боев головная часть «Питона», а тем более - захват российскими войсками мобильной пусковой установки «Спайдера» с полным комплектом ракет, брошенной грузинами при отступлении, не оставляет ни малейших сомнений в применении Грузией этих систем. Более того, в частном порядке грузины неоднократно заявляли, что большинство российских самолетов, пораженных зенитным огнем входе «пятидневной войны», на счету именно «Спайдеров».
Радиолокационная составляющая грузинской ПВО складывалась из пяти постов военных РЛС и четырех гражданских радаров, объединенный в единую информационную сеть. Наиболее близкий к границе с Южной Осетией пост располагался в нескольких километрах от поселка Шавшевеби Горийского района. Там на холме была установлена современная РЛС украинского производства 36Д6-М. Эта станция с высокой степенью помехозащищенности способна обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 360 км, то есть в зону досягаемости шавшевебской РЛС попадала почти вся территория Северного Кавказа от Черного моря до Каспийского. Одновременно станция может сопровождать в автоматическом режиме до 120 целей и передавать информацию о них операторам пусковых установок зенитных ракет. Второй такой радар был установлен возле Тбилиси. Кроме того, в районе Тбилиси, а также вблизи Марнеули, Поти и Батуми размещались более старые РЛС советского производства типа П-18, однако по имеющейся информации к началу войны они были сняты с боевого дежурства. Эти комплексы с ламповой элементной базой, выпускавшиеся в 70-е годы прошлого века, морально устарели и исчерпали свой ресурс, а их характеристики не отвечали современным требованиям. Грузины заключили контракт на их модернизацию с украинской корпорацией «Аэротехника», предлагающей зарубежным клиентам усовершенствованную версию старого советского радара под обозначением П-180У, однако не известно, успели ли украинцы закончить работу к началу конфликта. Гражданские радары Управления воздушных сообщений Грузии обслуживали аэропорты Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Поти, Телави и Марнеули. Разумеется, после начала боевых действий вся информация с них поступала в распоряжение военных.
Участие Украины в создании грузинских ВВС и ПВО не ограничилось поставкой самолетов, вертолетов, РЛС и зенитно-ракетных комплексов. В 2006 году Киев за 25 миллионов долларов продал Грузии новый, созданный всего за три года до этого комплекспассивной радиотехнической разведки «Кольчуга-М» в составе трех разведывательных станций. Этот комплекс предназначен для обнаружения воздушных целей по излучению их радаров и средств связи. Входящие в него три станции, размещенные на автомобильных шасси, способны перекрыть фронт до 1000 километров. Максимальная, дальность обнаружения, в зависимости от режима работы, составляет от 200 до 600 километров. По излучению самолетных радаров и других систем «Кольчуга» способна точно идентифицировать летательные аппараты и определять режим работы их радиолокационных станций. Комплекс выдает точную информацию о месте, курсе и скорости цели, что позволяет осуществлять целеуказание для средств ПВО, не демаскируяих работой радара. Одновременно комплекс может сопровождать до 200 целей, выдавая информацию на дисплеи в режиме реального времени. Кроме того, в 2007 году уже упоминавшаяся корпорация «Аэротехника» связала все грузинские военные и гражданские РЛС, а также комплекс «Кольчуга-М» в единую сеть контроля за воздушным пространством ASOC(AirSovereigntyOperationsCenters). Центральный командный пункт ASOC расположен в Тбилиси и с весны 2008 года подключен к НАТОвской системе обмена данными о воздушной обстановке ASDE(AirSituationDataExchange). Таким образом, грузины получили техническую возможность принимать данные от единой системы ПВО НАТО. Впрочем нет достоверной информации, была ли им реально предоставлена такая возможность в ходе конфликта. Также не известно, насколько эффективной на практике оказалась «Кольчуга» и каковы результаты ее применения, поскольку грузинское военное командование по вполне понятным причинам не разглашает подобные сведения. Отсутствует информация даже о том, удалось ли грузинам сохранить эту систему или же она была уничтожена в ходе боевых действий. Мы знаем лишь, что среди многочисленных трофеев, захваченных российской армией в «пятидневной войне», эта система и ее отдельные компоненты не числятся.
НАЧАЛО ВОЙНЫ
Карта войны в Осетии Война в Южной Осетии началась в полночь с 7 на 8 августа 2008 года ракетно-артиллерийским обстрелом грузинами столицы непризнанной республики - города Цхинвал. И хотя обстановка на границе между Грузией и Южной Осетией накалялась уже в течение нескольких дней, столь масштабное нападение стало неожиданностью для осетин и российских миротворцев. После массированного ракетно-артиллерийского обстрела грузинские войска перешли в наступление, занимая одно за другим села в окрестностях Цхинвала, а потом при поддержке танков и бронемашин вступили в город. Малочисленные отряды осетин, ошеломленные обрушившимся на них огненным валом, поначалу оказали слабое и неорганизованное сопротивление. В результате уже к 9 часам утра села Хетагурово, Прис, Дменис, Кохат и ряд других оказались захваченными, а их защитники частично уничтожены, частично отступили в горы. Но гарнизон Цхинвала сумел организовать оборону в центре города.
С рассветом в дело вступила грузинская авиация. Штурмовики подвергли бомбардировке Цхинвал и город Дзау (Джава), где размещалось правительство Южной Осетии и основные силы югоосетинской армии, отведенные от границы с Грузией в соответствии с Дагомысским соглашением о создании зоны безопасности, контролируемой смешанными миротворческими силами. В результате налета в Цхинвале был разрушен ряд домов и уничтожен узел связи российских миротворцев, а в Дзау выведена из строя электроподстанция, и город остался без электричества. В 8.20 грузинские самолеты бомбили военные городки «Северный» и «Южный» российского миротворческого батальона.
В ответ на вторжение грузинских войск руководство России приняло решение о начале «операции по принуждению к миру» силами 58-й армии Северокавказского военного округа, размещенными в Северной Осетии. Примерно в 8 часов утра 8 августа первая колонна российских войск прошла сквозь Рокский тоннель и вступила на югоосетинскую территорию, а авиация СКВО получила приказ о нанесении ракетно-бомбовых ударов по местам сосредоточения, маршрутам движения и огневым позициям грузинской армии в районе конфликта. Истребители МиГ-29 взяли под контроль воздушное пространство над Южной Осетией. В общем, случилось то, что не входило в планы грузинского руководства, которое почему-то надеялось, что Россия не станет всерьез воевать за осетин, ограничившись дипломатическими протестами, экономическими санкциями и, возможно, «символическими» действиями авиации.
Но все пошло не так, как задумали разработчики «блицкрига». Россия вступила в войну, а это сразу поставило крест на плане «Цминдавели».
С российской стороны в операции были задействованы следующие части ВВС из состава 4-й Воздушной Армии Северокавказского Военного округа:
368-й отдельный штурмовой авиаполк из Буденновска (Су-25 и Су-25СМ, командир - полковник Сергей Кобылаш);
461-й штурмовой авиаполк из Краснодара (Су-25, командир -полковник Валерий Кушнерев);
559-й бомбардировочный авиаполк из Морозовска (Су-24М, командир - полковник Сергей Бородачев);
959-й бомбардировочный авиаполк из Ейска (Су-24М);
11-й отдельный гвардейский Витебский разведывательный авиаполк из Мариновки (Су-24МР, командир - гвардии полковник Василий Нейжмак);
19-й гвардейский истребительный авиаполк из Миллерово (МиГ-29,командир - гвардии полковник Вячеслав Кудинов);
31-й гвардейский Никопольский истребительный авиаполк из Зернограда (МиГ-29, командир - гвардии полковник Олег Соловьев);
55-й отдельный Севастопольский вертолетный полк из Кореновска (Ми-8, Ми-24, командир - подполковник Дмитрий Сергеев);
325-йотдельный транспортно-боевой вертолетный полк из Егорлыкской (Ми-8, Ми-26, командир - полковник Владимир Григорян);
487-й отдельный вертолетный полк из Буденновска (Ми-8, Ми-24П и Ми-24ПН, командир - полковник Евгений Федотов);
Кроме того, были привлечены отдельные самолеты и экипажи из авиачастей, не входящих в 4-ю ВА:
52-го гвардейского ТБАП (Ту-22МЗ, аэродром «Шайковка»);
929-го ГЛИЦ (Ахтубинск, Су-24МР);
4-го ЦБП и ПЛС им. Чкалова (Липецк, Су-24М, Су-25СМ) и некоторых других.
Впрочем, этот довольно длинный список авиачастей не должен вводить в заблуждение. Общая численность российских боевых и разведывательных самолетов, принимавших непосредственное участие в конфликте, не превышала сотни машин. Для переброски войск в район конфликта, в частности, подразделений 76-й десантно-штурмовой дивизии ВДВ, а также гуманитарных грузов использовались самолеты военно-транспортной авиации, совершившие более 200 вылетов в районы, прилегающие к Южной Осетии и на аэродром столицы Абхазии Сухума.
Наземная ПВО частей 58-й российской армии, вступивших на территории Южной Осетии в бой с грузинскими войсками, состояла из самоходных зенитных установок ЗСУ-23-4 «Шилка», ЗРПК 2К22 «Тунгуска», и переносных зенитно-ракетных комплексов. На вооружении десантников, помимо ПЗРК, имелись самоходные зенитные установки БТР-ЗД «Скрежет» с пушками ЗУ-23. Более мощные и дальнобойные зенитные системы российская сторона не использовал, поскольку с учетом численности и технического состава грузинской авиагруппировки необходимости в них не было. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что российская авиация во время войны в Осетии превосходила грузинскую как в количественном, так и в качественном отношении. Однако грузинские зенитные средства при поддержке развитой системы радиоэлектронного обнаружения были вполне способны оказать ей весьма серьезное противодействие. К сожалению, наше авиационное командование недооценило эту угрозу...
В утренние и дневные часы первого дня войны, когда колонна бронетехники 58-й армии шла по горному «серпантину» от Рокского тоннеля на юг, в сторону Дзау, единственным, кто мог оказать содействие защитникам Цхинвала в отражении грузинского натиска, была российская авиация. И летчики пришли на помощь. Первыми в бой вступили Су-25 и Су-25СМ из 368-го Отдельного штурмового авиаполка под командованием полковника Сергея Кобылаша.
68-й ОШАП один из самых боевых полков российских ВВС. Сформированный в 1984 году на аэродроме «Жовтневое», он в 1986-87 годах воевал в Афганистане, затем успел побывать на территории ГДР в составе Группы советских войск в Германии, а с 1993 года базируется на Северном Кавказе, в Буденновске. Полк прошел обе чеченские войны, в 1995 году пережил нападение террористов Шамиля Басаева, но никогда за всю свою историю он не встречал такого сильного зенитного противодействия и не нес столь тяжелых потерь, как за первые два дня «осетинской» войны - 8 и 9 августа 2008 года.
В одном из первых боевых вылетов, при атаке на колонну грузинских войск к югу от Цхинвала зенитной ракетой был сбит самолет заместителя командира эскадрильи подполковника Олега Теребунского - опытного пилота, имеющего на своем счету 120 боевых вылетов в чеченских войнах. Летчик катапультировался и вышел к своим. 22 августа указом президента России он был награжден Орденом мужества. Кроме того, в течение дня получили серьезные повреждения штурмовики капитана Ивана Нечаева и полковника Олега Молоствова, но обоим пилотам удалось вернуться на свой аэродром и благополучно совершить посадки. На самолете Нечаева был полностью разрушен левый двигатель, правый поврежден. После приземления самолета оказалось, что керосин из перебитого топливного шланга вытекает прямо на взлетно-посадочную полосу, и его пришлось заливать противопожарной пеной.
На самолете же Молоствова техники по возвращении насчитали 88 осколочных пробоин. Предположительно, по русским самолетам «отработали» ПЗРК, либо «спайдеры», находившиеся поблизости от передовых позиций грузинских войск. Характер повреждений (у обеих машин отмечены попадания в двигатели сзади, причем у одной - прямо в сопло) свидетельствует о применении ракет с инфракрасными головками самонаведения (ИК ГСН).
Несмотря на потери, российские летчики своими действиями значительно снизили наступательную активность грузинских войск и тем самым помешали противнику установить полный контроль над Цхинвалом. Грузины о своих потерях от авианалетов, понесенных в первый день войны в районе столицы Южной Осетии, сообщают весьма скупо. В пресс-сводке Минобороны Грузии за 8 августа есть информация лишь об уничтожении грузовика с боеприпасами. Тем не менее, грузинам не удалось сломить сопротивление осетинских ополченцев, и во второй половине дня они отступили из большинства районов города, после чего артиллерия и системы залпового огня возобновили обстрел. Пока «грачи» и Ми-24 действовали на подступах к Цхинвалу, бомбардировщики Су-24М наносили удары по целям в глубине грузинской территории.
Первоочередной задачей у них была изоляция района боевых действий - недопущение подхода подкреплений со стороны противника. Выполняя эту задачу, «сухие» в полдень 8 августа атаковали автоколонну 4-й бригады ВС Грузии, которая двигалась по шоссе из Гори в сторону Цхинвала. В результате бомбардировки было уничтожено пять грузовиков и несколько джипов, убито более 20 солдат и офицеров, включая командира одного из батальонов 4-й бригады майора Шалву Долидзе. Еще несколько десятков человек получили ранения.
По рассказам участников конфликта со стороны Грузии, это оказались самые большие одномоментные потери грузинской армии за всю войну. Большинство уцелевших было деморализовано и в значительной мере утратило боеспособность. Эффект от случившегося усугублялся тем, что 4-я бригада считалась элитой грузинской армии, она была подготовлена американскими инструкторами и вооружена американским оружием. Первоначально грузины утверждали, что при атаке на колонну использовались кассетные боеприпасы. Потом их мнение изменилось и появились сообщения, что российский самолет якобы сбросил боеприпас объемного взрыва - так называемую «вакуумную бомбу». Но наши военные отрицают применение как кассетных, так и объемно-детонирующих бомб в конфликте с Грузией, так что вопрос о типе примененных боеприпасов остается открытым. Также по сообщениям грузинских источников первая российская бомбардировка отмечена в 9.45 утра - российский самолет сбросил четыре бомбы у села Шавшевеби. В 10.57 два бомбардировщика атаковали базу грузинской артиллерийской бригады, расположенную вплотную к жилому кварталу города Гори. В близлежащих домах от взрывов вылетели стекла, кое-где стены посекло осколками. В 11.45 российский самолет-разведчик впервые появился над аэродромом «Марнеули», произведя фотосъемку. В 15.00 две бомбы сброшены на военную базу «Вазиани» в 25 километрах от Тбилиси, где располагался пункт сбора резервистов и находились американские инструкторы грузинской армии. Одна из бомб попала в здание столовой. О потерях ничего не сообщалось. 16.30 - первая бомбардировка авиабазы «Марнеули». Разрушено несколько зданий, Повреждена ВПП, уничтожено два грузинских военных самолета неназванного типа. О людских потерях сообщено кратко: «есть жертвы».
17.00 - второй авиаудар по «Марнеули», который снова «вызвал жертвы». 17.35 - авиабаза «Марнеули» подверглась бомбардировке в третий раз. Грузины признали уничтожение еще трех военных самолетов и нескольких автомобилей, среди аэродромного персонала один человек убит, четверо ранено. Вполне вероятно, что в результате этой серии атак авиабаза надолго вышла из строя, а большинство грузинских штурмовиков было либо уничтожено, либо получило серьезные повреждения. Во всяком случае, в дальнейшем ходе конфликта более-менее достоверно известно лишь об одном появлении «Мимино» над Цхинвалом. Другие заявления осетин и российских солдат о появлении грузинских самолетов в воздухе, скорее всего, вызваны ошибочной идентификацией, тем более что русские «грачи» и грузинские «соколы» с земли выглядят абсолютно одинаково.
«Альбатросов» грузины, судя по всему, вообще не применяли ввиду их низкой боевой эффективности и высокой уязвимости от современных средств ПВО. Впрочем, и в самом начале конфликта успехи грузинских ВВС были не впечатляющими. По итогам первого дня войны грузины объявили, что их авиация уже в 8 часов утра разбомбила российскую танковую колонну, вышедшую из Рокского тоннеля, уничтожив десятки единиц бронетехники, а затем - разрушила Гуфтинский мост, сделав невозможным продвижение российских войск от Дзау к Цхинвалу. Однако оба эти сообщения оказались ложными. И колонна не пострадала, и мост остался целым. Судя по фотографиям, сделанным российскими журналистами в первый день войны, растянутая вдоль узкой горной дороги длинная цепочка танков, самоходных орудий, БМП, грузовиков и автоцистерн, шедших, к тому же, с небольшими интервалами, представляла собой заманчивую и весьма уязвимую цель для авиации. Однако никаких попыток атаковать ее с воздуха грузины не предпринимали. Также они не пытались разрушить южный портал Рокского тоннеля, находящийся на югоосетинской территории, хотя блокирование этого тоннеля даже на относительно короткое время могло коренным образом изменить ситуацию. Ведь через четырехкилометровый тоннель, пробитый в Кавказских горах, проходит единственная трасса, по которой возможна наземная переброска войск из Россию в Южную Осетию и постоянное автомобильное сообщение. Будучи отрезанными от подкреплений с севера, осетины и российские миротворцы, которых насчитывалось не более 600 человек, могли продержаться против грузинской армии лишь несколько дней.
Пассивность грузинских «соколов» в то время, когда они еще обладали способностью повлиять на исход конфликта, объяснить довольно сложно. Возможно, грузинское командование оценивало уровень подготовки своих пилотов не столь высоко, чтобы отдать им приказ атаковать малоразмерные цели в узких горных ущельях. А может быть, грузины опасались российских средств ПВО и истребителей-перехватчиков. Или же они просто недооценили угрозу, исходившую от Рокского тоннеля. Также есть версия, что грузинские ВВС не бомбили тоннель специально, надеясь «выдавить» сквозь него в Россию все нелояльное к тбилисскому режиму население Южной Осетии и получить таким образом «этнически чистую» территорию, на которой некому будет вести партизанскую войну.
ДАЛЬНЕЙШИЕ УСПЕХИ ГРУЗИНСКОЙ ПВО
В отличие от ВВС Грузии, чьи действия никак нельзя назвать эффективными, грузинские зенитчики в первый день войны сумели добиться значительных успехов. Особо отличился дивизион «буков», действовавший в районе Гори. Уже утром ему удалось сбить российский разведчик Су-24МР, который пилотировал экипаж 929-го ГЛИЦ из Ахтубинска в составе пилота полковника Игоря Зинова и штурмана полковника Игоря Ржавитина. Самолет упал на грузинской территории в 17 километрах от Гори. Летчики успели катапультироваться, но Игорь Ржавитин погиб. По неподтвержденной информации из интернета, его застрелили уже на земле при попытке захватить в плен. По другим данным летчик попал под обломки упавшего самолета. Полковник Зинов, получив при катапультировании травмы головы и позвоночника, не мог передвигаться. Грузинские солдаты нашли его и отвезли в тбилисский госпиталь. До сих пор не ясно, зачем на разведку отправили экипаж, состоящий из двух полковников летно-испытательного центра, тем более что в распоряжении командования 4-й Воздушной армии есть 11-й Гвардейский разведывательный авиаполк, оснащенный такими же Су-24МР и укомплектованный опытными летчиками. Как бы там ни было, эта потеря стала для наших ВВС одной из самых болезненных в ходе конфликта. Но еще более тяжелый удар ждал их ночью.
Около полуночи 8 августа над Грузией был сбит дальний бомбардировщик Ту-22МЗ из 52-го гвардейского ТБАП. Бомбардировщиков такого класса советско-российская авиация не теряла в боевой обстановке с момента окончания Второй мировой войны.
Обломки самолета, пораженного прямым попаданием зенитной ракеты, упали у деревни Карели в районе осетино-грузинской границы, на территории, контролируемой в тот момент грузинскими войсками. Из четырех человек экипажа выжил только один - второй пилот майор Вячеслав Малков, который оказался в плену. Командир экипажа подполковник Александр Ковенцов, а также майоры Виктор Прядкин и Игорь Нестеров погибли. По поводу гибели дальнего бомбардировщика существует противоречивая информация. По одной из версий Ту-22М3 совершал разведывательный полет - это изначально сообщил заместитель начальника Генштаба ВС РФ А.Наговицын, а также подтвердил показанный по грузинскому телевидению пленный Малков. Однако, не исключено, что подобные заявления делались для облегчения участи Малкова. Наиболее достоверной представляется информация о том, что сбитый Ту-22М3, специально оборудованный для аэрофотосъемки, замыкал группу из 9 бомбардировщиков. В задачу группы входило поражение грузинских объектов. Разведывательный Ту-22М3 также имел бомбовую нагрузку. Он должен был оценивать результаты бомбежек и, в случае необходимости, наносить дополнительные удары. Противодействия ПВО противника в этом районе не ожидалось. Скорее всего, российские бомбардировщики попали под обстрел украинского комплекса «Бук-М1».
Ударные Ту-22М3, используя штатные средства РЭБ и противоракетный маневр, смогли уклониться от поражения ракетами, а разведчик оказался сбит. Возможно также, хотя и гораздо менее вероятно, что Ту-22 сбил расчет «Спайдера». Если самолет шел на высоте не более восьми-девяти тысяч метров, то он был вполне досягаем для ракет этого комплекса, обладающих высокочувствительными тепловыми головками самонаведения. И хотя одна такая ракета из-за относительно небольших размеров и массы ее БЧ вряд ли способна уничтожить крупный двухдвигательный бомбардировщик, попадание в сопла двух таких ракет может нанести ему фатальные повреждения. Никакие другие средства ПВО Грузии, находившиеся в зоне конфликта, не могли сбить Ту-22МЗ из-за недостаточной досягаемости по высоте, не превышающей 3-5 километров. Крайне маловероятно, чтобы российский бомбардировщик шел на столь низкой высоте.
Источник: http://www.modernarmy.ru/article/104 © Портал "Современная армия"