Времена братьев Райт прошли
20.04.2011 04:17 от Maxximus
Валерий Калашников Заслуженный летчик-испытатель РФ
Какие профессиональные качества должен наработать пилот, чтобы уверенно чувствовать себя в профессии?
Именно качества, а не навыки? Это разумеется грамотность, хладнокровность, ясность ума. Все идет от уровня предполетной подготовки. Все готовится на земле и в этом залог профессионального успеха. Только потом ко всему этому прикладываются физиологические факторы – реакция, быстрота мышления и так далее. Это обширная категория.
– Что, кроме гриппа и плохого настроения, может мешать нормально выполнять эту работу?
– 100 лет назад все летчики приравнивались к спортсменам, к автогонщикам, эта была рисковая деятельность, требующая богатырского здоровья. Так вот сегодня пилоту нужен азарт, но полеты не должны быть для него спортом. Работе мешает спортивное настроение, удаль и лихачество, а главной в ней должна быть самодисциплина. Потому что при всех возможностях современная техника надежная и очень неспортивная. «Милевские» машины сделаны очень надежно, легки в управлении, доступны молодым пилотам. Но с вертолетной техникой надо обращаться на Вы. Она не прощает вульгарного к себе отношения.
– Есть любимые машины?
– Боевой Ми-24. Его модернизированная версия Ми-35М – вообще прекрасная машина. Нравится вертолет Ми-26. Очень большой, на вид тяжелый , а управлять машиной легко.
Что для Вас риск в работе? Насколько это ее неотъемлемая часть?
– Пилоту не нужны никакие экстремальные ситуации. Сразу скажу – лучше в них не попадать. Тысячи людей еще на земле делают все, чтобы таких ситуаций не было. Конечно, опасные ситуации случаются. Но это единичные случаи, когда что-то в машине отказывает. Для этого и нужен летчик-испытатель – профессионал должен быть готов ко всему. В работе может быть сознательный риск, без него не сделаешь хорошую машину. Но тот, кто гоняется за адреналином, уже не испытатель.
– Как часто в работе бывало что-то выдающееся?
– Очень трудный вопрос. Эпохальных полетов не было. Летаю уже много лет. Профессия становится более обыденной. Но есть вещи, которые просто запоминаются. Времена братьев Райт прошли, когда человек 100 метров мог пролететь и самим фактом этого полета совершить нечто бесподобное. Эта профессия не то чтобы обыденная. Все скоротечно: меняются оборудование, системы… Романтики, конечно, не убавилось, но в этой области уже сделано достаточно. Когда будут достигаться новые скорости, высоты, не свойственные сегодняшней технике, тогда, возможно, это и запомнится.
-Сколько в среднем проходит испытание вертолета?
Нет среднего показателя. Один испытательный полет может длиться одну минуту, может часы. После каждого полета – кропотливая работа по расшифровке параметров. Система бортовых измерений – компьютеры, которые записывают параметры полетов. Полет длился минуту, а расшифровывают день, два, три. Расшифровывают много людей.
Ключевые моменты всей работы: когда подтверждается то, что планировалось на земле. Мы идем от простого к сложному. Агрегату постепенно усложняют задачи. Что касается общей длительности. Я летаю на нескольких типах, но являюсь ведущим испытателем на Ми-35М. Испытания машины проводятся уже семь лет с лишний. Сейчас приступили к очередному этапу. Вертолет постоянно усовершенствуется, с первых дней его подъема осенью 2003 до сегодняшних дней. Применены композитные материалы, установлены новые двигатели, лопасти, появились электронные индикаторы. Машина стала сложнее, в то же время для летчика легче в управлении. Лейтенант после училища способен управлять такой машиной. Проделан колоссальный объем работы. Машина продается во многие страны, из опытной стала серийной, прошла государственные испытания. И мы продолжаем жить и работать с этим вертолетом.
Юлия Демьянова